Здание конторы. XX век
Доброго времени суток, уважаемые любители старины!
Сегодня мы продолжаем наше необычное путешествие в прошлое. Помните, как, прокатившись на карете сквозь века, мы очутились в маленьком городке XVIII-го века, очень похожем на современную Выксу? Этот городок постепенно открывал свои тайны; мы посетили главную контору (ныне здание налоговой полиции), послушали шепелевский оркестр в Музыкальном доме, полюбовались барской конюшней и удивительным арочным Каретным проездом. Здесь, под этой причудливой арочкой и распрощались с нашими героями... Но если вы готовы к новым странствиям, то лучшего места нам и не найти. Итак…
Представьте себе раннее-раннее утро много лет назад, в году, скажем, 1910-ом... Перед нами — блестящая от ночного дождя, присыпанная шлаком и затянутая лентами узкоколеек Дворцовая площадь. Небо ещё затянуто ночной мглой, но вдали, сквозь это марево уже блещут купола плывущей над водой Рождественской церкви. С пруда тянет ледяной прохладой... Но она не страшна прячущемуся под горой, пышащему искрами доменному заводу. Не боятся её и первые прохожие, спешащие через арку в рассветном полумраке — каждый по своим делам. Вот потянулась к Большому дому «дворня». Лакеи, истопники, повара, дворники — все они теперь вольные люди, но, по заведенному при господах порядку, начинают работать ещё затемно. Рассказывают, что старый барин — Иван Родионович — хоть и был дворянского звания, но сам вставал чуть свет. А лентяев и лежебок почитал хуже пьяниц.
Прошло еще несколько минут, и вот уже со вторыми петухами зашагал на смену-«упряжку» мастеровой люд. А там проснутся и слобода с базарной площадью: заскрыпят засовы лавок и магазей, зафырчат лошади в конюшне и на постоялых дворах, что тянутся вдоль по Верхнепрудной улице...
Но вот замаячили огоньки в окнах флигелей и гостиницы, а это значит, что скоро под аркой появятся «белые воротнички»... Служители — заводская интеллигенция — вот кто пересекает площадь и каретный проезд десятки раз в день! Куда только не пошлёт их с бумагой или чертежом начальственный перст; в амбар к смотрителю, в цех к начальнику-почитале или в Полицейский дом! Но чаще всего — по чугунной лестнице «наверх», на третий этаж, где некогда располагалась личная канцелярия Баташева, а сейчас разместилось правление АО «Выксунские горные заводы». Вы заметили: как мало изменилась контора? В ней всё та же корабельная стать, только потускнели окна, и стала серой от копоти краска, словно она, а не соседка-домна трудилась сегодня всю ночь…
Кажется, и годы здесь замирают: полтора столетия внесли в облик «корабля» всего одно изменение — на первом этаже появился вход в полуподвал. Когда-то там хранилась баташёвская казна и содержались «заключенные». Теперь же, во времена акций, касс и земской полиции в тайном помещении устроили обычный склад, а про старые времена рассказывают вот такую историю.
Капельмейстером в придворном оркестре Шепелева состоял талантливый крепостной музыкант Николай Петрович Уланов. И вот, когда-то, этот Уланов увлёкся прима-балериной Жидковой, на которой уже хотел жениться… Но увы, помещик, почитавший своих артисток за горем, допустить этого никак не мог… И однажды на репетиции Шепелев придрался к игре оркестра, в пылу гнева надавал капельмейстеру пощечин, велел арестовать и бросить в конторский подвал. Гордый артист не стерпел позора и в ту же ночь удавился… А несчастная балерина так и не вышла замуж, оплакивая его всю свою жизнь…
...1921 год. Загорается прилегающая к конторе со стороны парка конюшня. В огне погибают остатки архива, а приютившиеся в старых хоромах управление Приокского горного округа и Красная дирекция, воспользовавшись случаем решить «квартирный вопрос», переезжают во Дворец и постепенно выживают со второго этажа организованный там в 18-ом году музей. Для покинутых конторских залов наступают трудовые времена. ...Словно по детской считалочке, после местных «королей и королевичей» на «золотое» крыльцо выходят герои пролетарского происхождения.
...В знакомом нам по прошлым приездам зале стучат молотки сапожной мастерской, в комнатах с видом на площадь — располагается бухгалтерия, а в бывшем кабинете баташевского управляющего с 41-ого года живёт семья управляющего артелью сапожников. Спрятанное в глубине уютного, но тёмного двора, старое крыльцо больше не устраивает ни самих артельщиков, ни жильцов, ни приходящих сюда с заказами трудящихся... И вот, после согласования в исполкоме, на месте пятого окна на площадь прорубается новое крыльцо... На нём-то в скором времени Сапожника действительно сменит Портной.
...Через год артель переберется на рынок, в старом, белёсом с лепниной зале зазвучит перестук швейных машинок, а в обиход горожан на целых три десятилетия войдет причудливое название «МИЗ», что значит: мастерская индивидуальных заказов. Здесь, в маленьком коридорчике, перед знакомой нам стеклянной дверью в мастерскую, разместится стол приемщицы, на который и лягут драгоценные отрезы купленной еще до войны ткани — бумазеи, сатина или шевиота...
Война изменила облик площади: церковь ощетинилась трубами военной столовой, в «Большом доме» разместились казармы мотоциклетного училища. Но главная перемена произошла с конторой. Старики вспоминают, как на второй год войны солдаты разобрали арку, заложили кирпичом Каретный проезд, а из вымороченного у Истории помещения на площадь выползло ещё одно, сложенное из обломков арки, крыльцо. Сюда въедут Горкомхоз и БТИ.
…Пройдет еще несколько лет. В 74-ом «МИЗ» переедет в новое здание на Островского и превратится в привычную всем «Рябинушку». А в освободившийся «конторский» бельэтаж вселятся всё те же «соседи через стенку».
В последующие годы посетители нотариуса, БТИ и горкомхоза вряд ли различат в лабиринте кабинетов очертания залов баташевской коллегии. Да и само название «Контора» постепенно стёрлось бы из памяти, если бы не его величество случай...
...В 1993 году, во время ремонта здания для налоговой полиции, в одном из старинных перекрытий рабочие обнаружат железную коробку с документами. Большинство из бумаг относится к баташёвскому времени...
Так старинное здание приоткрыло ещё одну свою тайну… А сколько их ещё впереди! Но об этом в следующий раз. Наше путешествие подошло к концу. До встречи!
С уважением, Алексей Киселев!